Портал юридической помощи и правовой информации "Арбитраж.Сделки.Толкование" - Рекомендации по написанию отзыва (возражений)


Портал юридической помощи и правовой информации
"Арбитраж.Сделки.Толкование"

Юридические услуги. Помощь профессионального юриста. Правовая информация

Рекомендации по написанию отзыва (возражений)

Рекомендации по написанию отзыва (возражений)

Добрый день, уважаемые посетители сайта!

В этой публикации будут даны общие рекомендации по написанию отзыва (письменных возражений) от юриста-судебника с юридическим стажем более 15 лет.

В первую очередь нужно проверить:

  • правильно ли истцом выбрана подсудность
  • не пропущен ли истцом срок исковой давности
  • правильно ли истцом определен ответчик
  • правильно ли истцом сформулированы исковые требования к нескольким соответчика
  • имеются ли основания для оставления искового заявления без рассмотрения или прекращения производства по делу
  • не исполнено ли обязательство ответчиком перед истцом полностью или частично

Кратко рассмотрим каждый из указанных выше пунктов.

Правильно ли истцом выбрана подсудность

В ряде случаев истцы выбирают неверную подсудность, что является основанием для передачи дела по подсудности в другой суд. Чаще всего такие ошибки возникают, когда истец, например, физическое лицо, обращается по своему месту жительства со ссылкой на Закон РФ "О защите прав потребителей", но в силу сложившихся правоотношений между истцом и ответчиком он не может считаться потребителем и использовать право обращения в суд по своему месту жительства.

Также возможна ситуация, когда истец считает, что иск вытекает из деятельности какого-то конкретного филиала ответчика, но на самом деле филиала либо уже не существует на момент подачи иска, либо филиал не нарушал прав истца.

Кроме того, нужно обязательно проверить статус истца физического лица, не является ли он индивидуальным предпринимателем и не связан ли иск с осуществлением им предпринимательской деятельности. В таком случае, иск индивидуального предпринимателя к ответчику юридическому лицу или другому ИП должен рассматриваться в арбитражном суде, а не в суде общей юрисдикции.

Не пропущен ли истцом срок исковой давности

Пропуск срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, но только в том случае, если ответчиком сделано соответствующее заявление в устной или письменной форме. Для определения начала течения сроков исковой давности нужно понять, в какой момент имело место нарушение прав истца и он мог или должен быть об этом узнать. Далее, нужно определить, какой именно срок исковой давности применим в конкретном случае, и прибавить его к дате начала течения срока исковой давности. Это дату нужно сравнить с датой поступления искового заявления в суд или сдачи его в почтовое отделение. Если срок пропущен, то об этом нужно обязательно написать в письменном отзыва (возражениях). Нужно также помнить, что заявление о пропуске срока исковой давности может сделать и третье лицо по делу, если на основании решения по этому делу в дальнейшем к нему могут быть предъявлены отдельные требования.

Правильно ли истцом определен ответчик

В некоторых случаях, истцу трудно понять, кто именно нарушил его права и причинил убытки, особенно когда это происходит в результате совокупности действий нескольких лиц. Например, несколько арбитражных управляющих друг за другом бездействовали, чем причинили убытки. Или в случае совместного причинения вреда, кто именно виноват и в какой части.

Правильно ли истцом сформулированы исковые требования к нескольким соответчика

Для того, чтобы понять, на что возражать, нужно убедиться, что исковые требования истцом сформулированы корректно. Например, требовать взыскать солидарно можно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, например, при совместном причинении вреда. При этом виновник ДТП и его страховая компания по ОСАГО, тем более своя страховая компания по ОСАГО, не могут быть солидарными ответчиками. У ответчика свое основание для возникновения обязательства - причинение вреда. У Страховой компании - неисполнение обязательств по договору страхования. Ни о какой солидарности в данном случае не может идти речи.

Имеются ли основания для оставления искового заявления без рассмотрения или прекращения производства по делу

Если истцом не соблюден обязательный претензионный порядок, то это является безусловным основанием для оставления искового заявления без рассмотрения. До подачи искового заявления в арбитражный суд должно пройти не меньше месяца с момента получения претензии ответчиком. Такая ситуация также может сложиться, если пострадавший в ДТП обратился с иском в суд к виновнику ДТП, а суд привлек соответчиком страховую компанию. Страховая компания может просить оставить исковое заявление в части требований к ней для того, чтобы пострадавший обратился в страховую компанию за выплатой в установленном порядке и дал возможность произвести выплату.

В случаях, когда между сторонами уже имеется вступившее в силу решение суда по тому же предмету с теми же требованиями, или ранее было заключено мировое соглашение, то производству по новому аналогичному иску подлежит прекращению. В некоторых случаях недобросовестные юристы используют этот прием и недостатки в системе учета судебных дел ответчика для нового рассмотрения того же дела, но в ином суде. Сами суды такие вещи не отслеживают и это проверка полностью лежит на ответчике.

Не исполнено ли обязательство ответчиком перед истцом полностью или части

Во избежание необоснованного удовлетворения исковых требований нужно проверить и при необходимости представить в суд вместе с письменными возражениями доказательства исполнения обязательства перед истцом, например, соглашение об урегулировании убытка, платежное поручение, соглашение о новации и т.п. В противном случае, велика вероятность повторного взыскания в пользу истца уже перечисленных сумм.

Общие рекомендации по написанию возражений:

  • оптимальный размер письменных возражений составляет не более 5-6 листов, подробные контррасчеты лучше вынести в отдельные приложения, подробное цитирование судебной практики и норм права сделает отзыв (возражения) нечитабельными
  • в письменных возражениях (отзыве) нужно избегать фраз, которые будут подтверждать позицию истца, лучше использовать нейтральные фразы
  • к письменным возражениями (отзыву) нужно приложить доказательства и указать их в перечне приложений
  • желательно найти положительную для ответчика судебную практику и частично процитировать ее в тексте письменных возражений (отзыва)
  • оспаривать исковые требования желательно и по праву, и по размеру требований, поскольку никогда нет уверенности, что суд примет позицию ответчика и полностью откажет в удовлетворении исковых требований

Спасибо за внимание, желаю успешной защиты вам, вашим клиентам и доверителям.

С уважением,
Студенников Алексей Олегович